Общие положения о взыскании дебиторской задолженности

Под дебиторской задолженностью понимается долг контрагентов за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, по выплаченным авансам, а также работников данной организации по выданным в подотчет денежным суммам. В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, дебиторская задолженность представляет собой имущественные права, т.е. один из объектов гражданских прав.

Действенным и проверенным способом погашения дебиторской задолженности было и остается предъявление должнику претензии.

Как правило, в содержание претензионного письма включаются:

  • требование об уплате долга, базирующееся на договорных или иных документах и нормах права;
  • предложение об уплате договорной неустойки и (или) процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ;
  • установление срока возврата долга;
  • сообщение о праве кредитора на обращение в суд, которое влечет для должника негативные последствия в виде возмещения суммы государственной пошлины, расходов на юридическую помощь.

Претензия подписывается руководителем организации, к ней прикладываются копии документов, обосновывающих требования, если таковые отсутствуют у должника.

Если претензия осталась без ответа или удовлетворения, то юрист, в ведении которого она находится, докладывает руководству об окончании претензионного этапа урегулирования спора и перспективах судебного разбирательства.

Решение о переходе к судебной процедуре взыскания долга, как правило, принимается на уровне руководителя организации - кредитора либо его заместителя, курирующего данное направление работы.

Подготовка к судопроизводству предполагает как минимум следующие действия:

  • определение подсудности дела;
  • дополнительный анализ всех имеющихся документов и обстоятельств образования долга;
  • определение категории иска и ознакомление с судебной практикой по ней;
  • составление искового заявления;
  • подготовка приложений к иску;
  • направление должнику копии искового заявления с копиями документов, отсутствующих у него;
  • оплата государственной пошлины;
  • направление иска в суд посредством почтовой связи или сдачи в канцелярию суда.

Правила предъявления иска изложены в соответствующих разделах Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В частности, требованиям к форме и содержанию искового заявления, документам, прилагаемым к исковому заявлению, посвящены ст. ст. 125, 126 АПК РФ.

При определении подсудности следует руководствоваться ст. ст. 34 - 39 АПК РФ.

Возможность истребования необходимых доказательств, которыми не располагает кредитор, с помощью арбитражного суда предусмотрена п. 4 ст. 66 АПК РФ.

В целях защиты имущественных интересов истца по его заявлению арбитражный суд вправе принять срочные меры, направленные на обеспечение иска (ст. 90 АПК РФ).

Перечень возможных обеспечительных мер приведен в ст. 91 АПК РФ.

Заявление об обеспечении иска должно содержать сведения, указанные в ст. 92 АПК РФ.

Заявление об обеспечении иска целесообразно подавать одновременно с исковым, но без изложения его содержания в исковом заявлении. Иначе намерения кредитора будут известны ответчику.

По иску о взыскании задолженности бремя доказывания возлагается на истца. В связи с этим подготовке к судебным заседаниям юристы уделяют немало времени. Однако финансовые, бухгалтерские и другие службы истца не вправе самоустраняться, поскольку в ходе судебного процесса могут быть востребованы дополнительные доказательства по основанию и размеру иска.

При удовлетворении требования о взыскании денежных средств в решении указывается общий размер подлежащих взысканию денежных сумм с раздельным определением основной задолженности, убытков, неустойки (штрафа, пеней) и процентов (ст. 171 АПК РФ).

После вступления решения в силу арбитражный суд в соответствии со ст. ст. 319, 320 АПК РФ выдает истцу исполнительный лист.

Начинается следующий этап работы по взысканию задолженности - реализация судебного решения, в рамках которого кредитор (истец) именуется взыскателем.

На основании ст. 8 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель вправе самостоятельно представить в банк подлинник исполнительного листа о взыскании денежных средств.

Исполнительный лист может быть подан и в службу судебных приставов.

Согласно ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Содержащиеся в исполнительном листе требования должны быть осуществлены судебным приставом в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства - так предписано ст. 36 вышеуказанного Закона.

К сожалению, на практике погашение долга может растянуться надолго.

В большинстве случаев положительный результат в исполнительном производстве зависит от профессионализма юристов, их умения выработать правильную позицию во взаимодействии с судебными приставами-исполнителями и должниками.

В отдельных случаях в целях устранения нарушений, допущенных приставами, и для усиления контроля за принимаемыми ими решениями по исполнительному производству приходится обжаловать их действия (бездействие) в порядке подчиненности или в суд, что предусмотрено ст. ст. 123, 128 Закона об исполнительном производстве.

К особо сложным случаям взыскания задолженности относится банкротство дебитора. Процедура банкротства регламентирована нормами Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Итак, взыскание дебиторской задолженности - мероприятие весьма хлопотное, но необходимое, поскольку, чем дольше кредитор не принимает меры для погашению долга, тем больше он теряет. Более того, задолженность может превратиться в бесперспективную в связи с истечением срока исковой давности, ликвидацией должника или вследствие других негативных факторов.

Конечно, универсальных рецептов ликвидации дебиторской задолженности нет и быть не может. При реальном взыскании долга часто возникают ситуации, которые приходится решать исходя из конкретных обстоятельств. Однако залогом успеха при получении долга будут своевременность принятия мер, слаженность при взаимодействии всех служб организации-кредитора, законность и правильность ее действий.