Осведомлен - значит вооружен. Основные изменения в законодательстве за апрель 2017 года
Хозяйственная деятельность
1. Административная ответственность за антиконкурентные соглашения снижается по мере уменьшения общественной опасности.
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 74-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законом предусмотрено уменьшение административной ответственности за антиконкурентные соглашения, ограничивающие конкуренцию и координацию экономической деятельности, по мере снижения их общественной опасности.
Так, для картельных соглашений установлен наибольший размер ответственности:
- для должностных лиц – штраф от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет;
- для юридических лиц – штраф от 0,03 до 0,15 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) либо суммы расходов на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. рублей.
Для соглашений, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, предусмотрена ответственность:
- для должностных лиц – штраф от 20 до 50 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет;
- для юридических лиц – от 0,1 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. рублей.
Для правонарушений в виде недопустимой координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, установлена ответственность:
- для граждан – штраф от 40 до 50 тыс. рублей;
- для должностных лиц – штраф от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3 лет);
- для юридических лиц – от 1 до 5 млн. рублей.
Вступил в силу с 28.04.2017 года.
2. Дополнен перечень случаев исключений производства по делам об административных правонарушениях и прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания.
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 68-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Перечень дополнен
- внесением в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
- внесением в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, из ЕГРЮЛ.
Вступил в силу с 28.04.2017 года.
3. Предусмотрены возможные ответные меры, если иностранное государство запретило российские платежные системы.
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 59-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе».
При введении иностранными государствами запрета на деятельность российских платежных систем на их территории, предусмотрены меры по устранению негативных последствий для российских юридических лиц. В такой ситуации для защиты интересов операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры, прямо или косвенно находящихся под контролем российских юридических лиц, ограничивается возможность осуществления платежей в указанные страны через иностранные платежные системы.
Вступает в силу с 05.05.2017 года.
4. Прошли ратификацию изменения в Правила определения страны происхождения товаров в СНГ.
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 54-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года».
Внесены уточнения в термин "декларация о происхождении товара". Это заявление о стране происхождения товара, сделанное продавцом, изготовителем или отправителем в счете-фактуре или ином коммерческом документе, имеющем отношение к товару и позволяющем провести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления.
Урегулирован порядок проведения проверки достоверности сведений о стране происхождения. Скорректирован перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они были совершены.
Прошел ратификацию Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов.
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 55-ФЗ «О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов».
Упрощена процедура получения одновременной охраны образцов в ряде стран и предоставлена возможность владельцам промышленных образцов, проживающим в одной из договаривающихся стран, получить охрану в других странах с выполнением минимума процедур и затрат.
Страны, присоединившиеся к Акту, получают преимущества, такие как содействие торговле, экономические и финансовые выгоды, экономия на административных расходах.
Одним из преимуществ для стран-участниц, является экономия на административных ресурсах, которая определяется тем, что патентные ведомства стран-участниц не проводят формальную экспертизу заявки, поданной в соответствии с Актом, которую осуществляет Международное бюро ВОИС.
1. Изменен размер госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 57-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.21 и 333.22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
При обжаловании в арбитражных судах судебного приказа, определения об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, определения по делу об оспаривании решений третейского суда госпошлина составит 50% размера госпошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера.
Размер госпошлины, взимаемой при подаче надзорной жалобы теперь равен госпошлине, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (ранее размер госпошлины составлял 50% от этого размера). При этом госпошлина взимается независимо от факта обжалования судебных актов в кассационной инстанции.
Кроме того, уточнен порядок зачета уплаченной госпошлины в случае отказа в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа либо при отмене судебного приказа.
Вступает в силу с 04.05.2017 года.
2. Верховным Судом РФ были даны разъяснения по порядку упрощенного производства.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».
Верховным Судом РФ было указано, на какие дела распространяется такой порядок, каковы особенности их рассмотрения, а также был раскрыт порядок принятия и обжалования судебных актов по таким делам.
Так, обжалованию будет подлежать решение, принятое путем подписания резолютивной части, если лицом, участвующим в деле, не будет подано заявление об изготовлении мотивированного решения;
При этом суд общей юрисдикции, арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.
Часть разъяснений касается перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РФ по вопросам упрощенного производства не применяются с момента принятия указанного постановления.
1. Предусматривается уголовная ответственность за хулиганские действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств.
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Закреплена уголовная ответственность за действия, угрожающие безопасной эксплуатациитранспортных средств, совершенные из хулиганских побуждений, в виде штрафа от 150 тыс. рублей до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты (иного дохода) за период до 2 лет, ограничения свободы на срок до 2 лет или лишения свободы на тот же срок.
Более строгое наказание предусмотрено за совершение аналогичных действий на ж/д, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования, в виде штрафа в размере от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты (иного дохода) за период от 2 до 3 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Вступил в силу с 15.04.2017 года.
2. Для адвокатов созданы дополнительные гарантии независимости при оказании ими юридической помощи в уголовном судопроизводстве.
Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
Предусматривается, что адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в нем и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в дело, а не с момента допуска.
Органы предварительного расследования и суд обязаны учитывать принятый советом Федеральной палаты адвокатов порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению.
Адвокат не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи, за исключением случая, когда о допросе в качестве свидетеля ходатайствует сам адвокат с согласия лица, которому он оказывал юридическую помощь.
Адвокату не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, за исключением случаев, когда специалисту дается отвод.
Участникам уголовного судопроизводства не смогут отказать в удовлетворении ходатайства не только о производстве следственных действий, но и о приобщении к материалам дела доказательств, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствуют указанные лица, имеют значение для данного дела и подтверждаются этими доказательствами.
Также прописаны особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката.
1. Предусматривается контроль за результатами рассмотрения обращения граждан и организаций со стороны Администрации Президента РФ.
Указ Президента РФ от 17 апреля 2017 г. N 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций».
Администрация Президента РФ станет проводить мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, направленных в органы власти и государственные (муниципальные) учреждения, общественных инициатив, размещенных на интернет-ресурсе "Российская общественная инициатива", а также анализ принятых по ним мер.
Органы власти и государственные (муниципальные) учреждения должны разместить на своих сайтах счетчики обращений и ежемесячно представлять в Администрацию Президента РФ сведения о результатах рассмотрения обращений и принятых по ним мерах.
Вступает в силу с 1 июля 2017 года.
2. Утверждена типовая форма договора с турагентом и типовая форма договора с туроператором.
Приказ Министерства культуры РФ от 31 октября 2016 г. N 2386 «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком»
В данных договорах:
- указывается общая цена и порядок оплаты продукта;
- регламентируются вопросы взаимодействия и ответственности сторон;
- определяются срок и правила изменения/расторжения договора;
- устанавливается порядок разрешения споров;
- указывается информация о туроператоре / турагенте.
Также к договору прилагается заявка на бронирование, куда вносятся сведения о туристе, информация о потребительских свойствах продукта; сведения о договоре добровольного страхования в пользу туриста. К заявке прилагается список информации, которая должна быть доведена до заказчика.
Также неотъемлемой частью договора является опись принятых от заказчика документов.
Примерная форма договора о реализации туристского продукта, утвержденная летом 2016 г., утратила силу.
1. Гражданин РФ вправе иметь 2 загранпаспорта, один из которых должен быть биометрическим.
Приказ МИД России от 25 января 2017 г. N 1136 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации, утвержденный приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 4270».
Расширен перечень случаев, когда в предоставлении госуслуги отказывается:
- при рассмотрении заявления установлено, что лицо, которому оформляется паспорт, вышло из российского гражданства,
- при рассмотрении заявления лицо сообщило ложные сведения об имеющихся действительных ранее выданных паспортах;
- установлено, что в базе данных ГС ПВДНП или в системе "Загранпаспорт МИД" есть ранее поданное заявление, что не подтверждена действительность внутреннего паспорта;
- если право на выезд из России ограничено, отказывается в оформлении (выдаче) паспорта.
Максимальный срок выполнения административного действия составляет 1 рабочий день с момента получения сообщения (для загранучреждений - сообщения КД) либо ответа МВД России.
После принятия решения о выдаче паспорта, если у заявителя есть 2 действительных ранее выданных паспорта, изымается один из них. По просьбе заявителя он может быть аннулирован.
Если гражданин, желающий получить паспорт по почте, не представил при наличии 2 действительных ранее выданных паспортов один из них для аннулирования, оформленный паспорт не высылается. Заявителю сообщается о том, что паспорт будет выдан в загранучреждении при условии представления ранее выданного паспорта для его изъятия или аннулирования.
Утверждено присоединение РФ к Монреальской Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок.
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 52-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок».
При этом сделана оговорка. Так, Россия оставляет за собой право не применять положения Конвенции в отношении международных воздушных перевозок, выполняемых в некоммерческих целях в связи с осуществлением функций и обязанностей в качестве суверенного государства; перевозки лиц, груза и багажа, осуществляемой для своих военных властей, на воздушных судах, зарегистрированных в России или арендованных ею, которые полностью зарезервированы этими властями или от их имени.
По Монреальской конвенции предусматривается возможность оформления документов, необходимых для осуществления грузовых перевозок, в электронном виде. Расширены объем и размер ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, причиненный при выполнении воздушных перевозок.
В связи с присоединением вводятся гарантии для перевозчиков по их освобождению от ответственности, если перевозчик докажет, что вред не был причинен из-за его небрежности или другого неправильного действия (бездействия) или такой вред причинен по вине другого лица.
Устанавливается максимальный размер ответственности за задержку при воздушной перевозке пассажира и/или багажа.
Вступил в силу с 15.04.2017 года
Практики
Связанные статьи
Наши специалисты
Осведомлен - значит вооружен. Основные изменения в законодательстве за апрель 2017 года