Осведомлен - значит вооружен. Основные изменения в законодательстве за май 2017 года
Хозяйственная деятельность
1. В отношении аудиторских организаций вводится обязательный внешний контроль за качеством работы.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
Обязательный внешний контроль вводят в отношении тех аудиторских организаций, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых имеют допуск к организованным торгам, а также в отношении иных кредитных и страховых организаций, НПФ, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний.
Также установлены порядок и форма уведомления аудиторскими организациями уполномоченного органа о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита. За не уведомление предусмотрена ответственность.
Вступил в силу с 01.05.2017 года (за исключением отдельных положений).

2. Изменены сроки оплаты госзакупок.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Оплату за товар, работу, услугу, а также отдельные этапы исполнения контракта, заказчик должен произвести в срок не более чем в течение 30 дней с даты подписания им соответствующего документа о приемке.
При этом установлены 2 исключения:
1) Срок оплаты контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными НКО  - 15 рабочих дней.
2)  Для некоторых случаев, когда госзакупка осуществляется Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства может быть установлен иной срок оплаты.
Вступил в силу с 01.05.2017 года.
 
3. ЦБ РФ перечислил предельные значения размера сделок по Закону об АО и Закону об ООО.
Указание Банка России от 31.03.2017 N 4335-У
Если компания заключит сделку на сумму, превышающую предельные значения, установленные ЦБ РФ, это может повлечь применение правил о сделках с заинтересованностью.
Предельные значения зависят от конкретных показателей балансовой стоимости активов компании:
- 20 млн руб. - при стоимости активов не более 25 млрд руб.;
- 50 млн руб. - при стоимости активов от 25 млрд до 100 млрд руб.;
- 500 млн руб. - при стоимости активов от 100 млрд до 1 трлн руб.;
- 1 млрд руб. - при стоимости активов от 1 трлн до 2 трлн руб.;
- 2 млрд руб. - при стоимости активов более 2 трлн руб.
Предельные значения применяются, когда цена или балансовая стоимость предмета сделки не превышает 0,1% балансовой стоимости активов общества. Она определяется по бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату. Речь идет о сделках, предметом которых является имущество.
Если сделка будет соответствовать рассмотренным параметрам, к ней не будут применяться правила о сделках с заинтересованностью, предусмотренные Законом об АО или Законом об ООО.
Вступило в силу 13.05.2017 года.
 
4. Утверждена новая Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г.
Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".
Определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности, к которым относится следующее:
- стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции;
- усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;
- использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики России и т. д.
Установлены цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, среди которых:
а) укрепление экономического суверенитета России;
б) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
в) обеспечение экономического роста;
г) поддержание научно-технического потенциала развития экономики и повышение конкурентоспособности России;
д) поддержание потенциала отечественного ОПК на необходимом уровне и т. д.
Стратегия призвана консолидировать усилия органов госвласти, органов местного самоуправления, ЦБ РФ и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России.
Вступил в силу 13.05.2017 года.
 
5. Утверждены виды работ по строительству и реконструкции, которые подрядчики должны выполнять самостоятельно (без привлечения других лиц) по государственным и муниципальным контрактам.
Постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Возможные виды и объемы таких работ включаются заказчиком в документацию о закупке. Из их числа по предложению подрядчика определяются конкретные виды и объемы работ, которые включаются в контракт. Их стоимость должна составлять до 1 июля 2018 г. не менее 15% от цены контракта, а с 1 июля 2018 г. - не менее 25% от цены контракта.
За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно, предусмотрен штраф в размере 5% от их стоимости.
Постановление не распространяется на закупки, извещения о которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу данного постановления, а также на контракты, заключенные до этого дня.
Вступило в силу с 15.05.2017 года.

Информационные технологии
1. Урегулирована деятельность онлайн-кинотеатров и видеохостингов.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Речь идет об аудиовизуальных интернет-сервисах, монетизирующих свои услуги за счет просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России, либо предоставляющие видеоконтент отечественному потребителю по подписке (за плату), доступ к которым ежедневно в течение месяца составляет более 100 тыс. находящихся на территории России пользователей.
Предусмотрено ведение реестра таких сервисов.
Введено ограничение иностранного участия (иностранного контроля) над организаторами аудиовизуальных сервисов, за исключением:
- если организатором сервисов являются хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности, осуществляющими деятельность, указанную в Законе о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности, и (или) лиц, входящих с ними в одну группу.
- если организатором сервисов являются лица, предоставляющие доступ преимущественно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями-физлицами.
Вступает в силу с 01.07.2017 года.

2. Утверждена стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 гг.
Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
Цель стратегии – создание условий для формирования в России общества знаний.
Приоритеты:
 - формирование информационного пространства с учетом потребностей в получении качественных и достоверных сведений;
- создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
- необходимость обеспечивать национальные интересы в области цифровой экономики.
На международном уровне цель – создать новые механизмы партнерства, призванные выработать систему доверия в Интернете, гарантирующую конфиденциальность и личную безопасность пользователей и исключающую анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей.
Следует обеспечить экспорт российских информационных и коммуникационных технологий, регулировать импорт иностранных технологий, создать условия для технологического преимущества бизнес-моделей российских организаций в глобальной цифровой экономике.
Вступил в силу с 09.05.2017 года.

Банковская сфера.
1. Введены новые типы банковских лицензий в связи с планируемым переходом к многоуровневой банковской системе.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Введено 2 типа банковских лицензий: универсальная и базовая.
Базовая лицензия предназначена для банков с капиталом от 300 млн руб., универсальная - от 1 млрд руб.
Для банков с базовой лицензией постепенно внедряются упрощенные требования (в части нормативов обязательных резервов, раскрытия информации, системы внутреннего контроля и др.), а также перечислены допустимые для них операции.
При этом установлены ограничения. Так, банкам с базовой лицензией не вправе:
- открывать банковские (корреспондентские) счета в иностранных банках (исключение - счет в иностранном банке для участия в иностранной платежной системе);
- приобретать права требования к иностранным субъектам, осуществлять лизинговые операции с ними, выдавать в отношении них поручительства.
Предусмотрена возможность изменения статуса банка на статус микрофинансовой компании. Определен порядок получения такой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации.
Вступает в силу с 01.06.2017 года.
 
2. Созданы дополнительные механизмы предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций кредитных организаций.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Изменения, указанные в законе, позволяют перейти от кредитной схемы к прямому участию Банка России в капитале санируемых банков.
Для этого создается Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора (УК). От имени ЦБ РФ она будет участвовать в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, используя средства Фонда. УК вправе осуществлять дилерскую деятельность, управлять ценными бумагами и акциями банков, ПИФами, а также правами по кредитам, депозитам и банковским гарантиям, если таковые переданы Банком России в УК.
ЦБ РФ наделен правом продлевать мораторий на удовлетворение требований кредиторов на срок до 3 месяцев, но не более срока действия временной администрации по управлению банком. Действие моратория распространено не только на денежные, но и на иные требования.
Предусмотрено прекращение обязательств кредитной организации перед управляющими работниками и контролирующими организацию лицами с даты утверждения плана участия Банка России или Агентства по страхованию вкладов в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (кроме обязательств из трудового договора (за некоторыми исключениями) и по возмещению вреда жизни и здоровью).
Вступил в силу с 01.05.2017 года (а исключением некоторых положений).

Международные отношения
1. Утверждено сокращение срока подачи жалобы в Европейский суд по правам человека и определена его субсидиарная роль для РФ.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 79-ФЗ "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод".
Утверждена субсидиарная роль ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам и наличие у государств-участников определенной свободы усмотрения при применении конвенции на национальном уровне.
Принцип субсидиарности выражается в том числе в соблюдении правила об исчерпании национальных средств правовой защиты. Таким образом, подача жалобы в ЕСПЧ является вспомогательным, дополнительным средством для защиты прав и свобод человека при их возможном нарушении в пределах национальных правовых систем.
Срок подачи жалобы в ЕСПЧ сокращается с 6 до 4 месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Это позволит снизить загруженность ЕСПЧ и ускорить вынесение судьями ЕСПЧ решений о неприемлемости жалоб.
Вступил в силу с 12.05.2017 года.
 
2. Изменены правила проставления апостиля на российских официальных документах для их действительности за рубежом.
Приказ Министерства юстиции РФ от 4 мая 2017 г. N 75 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации".
В качестве официальных рассматриваются:
- документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, федеральными судами, органами прокуратуры, государственными и муниципальными учреждениями;
- документы, оформленные нотариусами при совершении нотариальных действий;
- документы, выданные МФЦ.
Госуслуга оказывается в течение 3 рабочих дней с момента поступления документов.
Госпошлина за проставление апостиля составляет 2 500 рублей и уплачивается до его проставления. Органы государственной власти и местного самоуправления не оплачивают госпошлину.
Вступил в силу с 27.05.2017 года.

Недвижимость
Установлен порядок признания нежилых зданий аварийными и подлежащими сносу.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2017 г. N 577 "Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления".
До принятия решения о сносе орган местного самоуправления формирует перечень объектов капстроительства, фактическое состояние которых подлежит оценке. В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.
Чтобы оценить фактическое состояние объектов, привлекается специализированная организация на договорной основе.
Затем уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, в которую  включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса.
Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.
Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капстроительства нельзя сносить до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования - до дня вступления в силу решения суда.
Вступило в силу с 27.05.2017 года.

Социальная сфера
1. Установлена совместная ответственность перевозчика и владельца инфраструктуры на ж/д транспорте за обеспечение посадки и высадки инвалидов в поезд и из него.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в статью 80.1 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Законом устанавливается совместная ответственность ж/д перевозчика и владельца инфраструктуры за обеспечение
До внесения изменений ответственность за посадку пассажиров из числа инвалидов в поезд и высадку из него была возложена только на владельца инфраструктуры. Отсутствие ответственности перевозчика негативно сказывалось на его заинтересованности в проведении работ по оборудованию подвижного состава посадочными устройствами.
В целях решения этой проблемы предусмотрено, что ж/д перевозчик и владелец инфраструктуры обеспечивают посадку пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадку из него без взимания дополнительной платы. Данная услуга оказывается работниками перевозчика. При посадке инвалидов с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным механизмом, при отсутствии подъемной платформы на вокзале работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, а работники владельца инфраструктуры оказывают им содействие. Высадка производится в том же порядке.
Вступил в силу с 01.05.2017 года.
 
2. Предусмотрена возможность оформления больничных в электронной форме.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Листок нетрудоспособности в электронной форме будет скрепляться усиленной квалифицированной электронной подписью медработника и медорганизации и иметь равную юридическую силу с бумажным листком нетрудоспособности.
Механизм формирования электронного больничного следующий. Медучреждение направляет сформированный электронный листок нетрудоспособности в ЕИИС "Соцстрах". Страхователь заполняет реестр сведений на выплату пособий, заверяет его усиленной квалифицированной электронной подписью и также направляет его в ЕИИС "Соцстрах". Непосредственно назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам производятся территориальными органами ФСС РФ на основании информации о страховых случаях, содержащейся в ЕИИС "Соцстрах".
Вступает в силу с 01.07.2017 года.
 
3. Утвержден переход на использование карт "Мир".
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе".
Общий переход начинается с 1 июля 2017 года. Переход пенсионеров на карты устанавливается до 1 июля 2020 года. Выдача Для остальных работников бюджетной сферы, военнослужащих, госслужащих переход на карты «Мир» должен быть осуществлен до 1 июля 2018 года.
Не требуется открывать карты "Мир" для получения выплат по налоговым вычетам (НДФЛ) и для разовых выплат.
В Законе о защите прав потребителей обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб.
Субъект может быть освобожден от этой обязанности, если:
- на соответствующей территории не оказываются услуги мобильной связи или нет доступа к Интернету;
- выручка от реализации товаров составляет менее 5 млн руб. за предшествующий календарный год.
Вступил в силу с 01.05.2017 (за исключением отдельных положений).