21 июня в Госдуму был внесен законопроект о запрете рекламы на отдельных ресурсах, в том числе, в Facebook, Instagram. Запрет рекламы предполагается:
- на сайтах нежелательных организаций,
- на сайтах организаций, чья деятельность признана экстремистской,
- на сайтах, которые заблокированы в России по другим основаниям.
В соответствии с законопроектом рекламу нельзя будет публиковать не только в Facebook и Instagram, которые принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной, но и на сайтах СМИ, которые были заблокированы.
Упрощенный порядок включения компаний из новых регионов в реестр МСП продлен до 10 июня 2025 г.
Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 115-ФЗ
В связи с введением США ограничительных мер в отношении Московской биржи, приостанавливаются биржевые торги и расчеты поставочных инструментов в долларах и евро. Торги на всех остальных биржевых сегментах и по биржевым инструментам в рублях и в других валютах проводятся в штатном режиме. Сделки с долларом и евро продолжат совершаться на внебиржевом рынке.
Для определения официальных курсов доллара и евро к рублю Банк России использует банковскую отчетность и сведения, поступающие от цифровых платформ внебиржевых торгов.
Компании и граждане могут продолжать покупать и продавать доллары и евро через российские банки. Все средства в долларах и евро на счетах и вкладах граждан и компаний остаются сохранными. По вкладам и счетам граждан и организаций в долларах и евро сохраняется прежний режим выдачи средств, установленный Банком России.
Информационное сообщение Банка России от 12 июня 2024 г.
К условиям заключения отнесены:
1) Участником договора о совместном производстве продукции является юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации.
2) Участник - юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) или ликвидации.
3) В отношении участников не должна быть введена процедура банкротства.
4) Участник отгружает собственную инновационную продукцию
5) Участник заключает с другим участником не менее одного договора об отгрузке товаров собственного производства, и (или) сырья, и (или) материалов, и (или) комплектующих и (или) договора о выполнении собственными силами иных работ и (или) услуг производственного характера, необходимых для обеспечения производства участниками инновационной продукции.
6) Не менее чем один участник является производителем инновационной продукции.
7) Наличие в договоре описания инновационной продукции, в том числе ее технико-экономических показателей.
8) Наличие предполагаемой к производству участниками инновационной продукции в Перечне.
Приказ Минэкономразвития России от 01.04.2024 N 190
С 1 сентября 2024 года производители этилового спирта и алкогольной продукции должны будут отчитаться перед Росалкогольтабакконтролем о бенефициарных владельцах и контролирующих лицах.
Предусмотрены порядок и сроки представления производителями этилового спирта и алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, сведений о бенефициарных владельцах и контролирующем лице.
Приказ Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками от 27 мая 2024 г. N 221
На портале проектов нормативных актов появился законопроект Минфина с изменениями в НК, по которым будет расширена практика внесудебного взыскания налогов со всех физических лиц.
Сейчас взыскать задолженность с физлица ФНС может только после решения мирового судьи. Внесудебное взыскание долгов перед бюджетом действует только для ИП и юридических лиц.
Предполагается, что с 2025 года ФНС будет отправлять решения о взыскании долгов через личный кабинет налогоплательщика заказным письмом или на портале Госуслуги. Это будет касаться всех, у кого есть неисполненные требования о погашении долга на сумму больше 10 тыс. рублей.
У налогоплательщиков будет право обжаловать решение ФНС и перевести процесс взыскания в суд.
В Госдуме прошел первое чтение законопроект Минфина, который, в том числе, определяет, как будет проходить амнистия за дробление бизнеса. Предполагается, что амнистия охватит налоговые периоды 2022–2024 годов. Прощение налоговых доначислений будет происходить лишь при условии добровольного отказа от дробления в 2025–2026 годах, а вступившие в силу до 2025 года решения по итогам налоговых проверок амнистия не затронет.
Законопроект Минфина закрепляет понятие дробления. «Дробление бизнеса — разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов».
Для целей амнистии в документе Минфин вводит понятие «добровольного отказа» от дробления. Под ним понимается «исчисление и уплата налогов лицами, применяющими дробление бизнеса, в размере, определенном в результате консолидации доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения, всей группы лиц». Такая корректная уплата должна быть осуществлена за периоды с 2025 года (никаких специальных деклараций делать не надо), следует из законопроекта.
Суть амнистии: налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, пеней, а также штрафов по ст. 119, 120 и 122 НК РФ за периоды 2022 - 2024 годов, возникших в результате дробления бизнеса при добровольном отказе от дробления в 2025 и 2026 годах. При частичном отказе от дробления обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, установленная по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022–2024 годов, прекращается в соответствующей части.
Если налоговые органы не назначат выездную проверку за 2025 и 2026 годы, амнистия для такого налогоплательщика будет действовать с 1" января 2030 года.
ФНС собирается в 2025 году автоматически определять статус налогового резидента. Новая система может войти в состав АИС «Налог-3».
Федеральная налоговая служба (ФНС) запланировала создать автоматизированную систему для определения статуса налогового и валютного резидента России для физических лиц. Об этом говорится в плане деятельности ведомства на 2024 год и плановый период 2025–2029 годов.
Предполагается, что новый функционал станет частью автоматизированной информационной системы ФНС (АИС) «Налог-3». Ввод новации в промышленную эксплуатацию запланирован до декабря 2025 года.
По общему правилу доходы нерезидентов от источников в России облагаются НДФЛ по ставке 30% (исключение — лица, работающие за пределами РФ по трудовому договору с российскими работодателями). В первую очередь это коснется тех, кто будет продавать российскую недвижимость, будучи нерезидентом, до истечения минимального срока владения (общее правило – 5 лет). Для нерезидента не работают никакие налоговые вычеты, и он не может уменьшить доход от продажи недвижимости на понесенные при ее покупке расходы. Т.е., продавая недвижимость со сроком владения менее 5 лет, нерезидент заплатит налог в размере 30% от суммы сделки.
Кроме того, с 2025 года налоговое положение нерезидентов по ряду позиций ухудшится. Для них будет введена единая ставка 15% по налогу на вклады вне зависимости от налоговой базы. Нерезидентов также лишат льготы по освобождению от НДФЛ при реализации акций, находящихся в непрерывном владении более пяти лет.
ВС РФ разъяснил, что в случае уклонения от уплаты налогов путем неучета доходов и расходов либо нарушения учетных правил, налоговый орган имеет право определить сумму налога для уплаты в бюджет на основе той информации о налогоплательщике, которая позволяет провести расчет доначислений.
В рассмотренном деле доход, полученный от сдачи недвижимого имущества в аренду, определен налоговым органом с учетом свидетельских показаний арендаторов о сумме арендных платежей и сроках аренды, а также условий договоров аренды по взаимоотношениям с арендаторами.
Верховная инстанция сделала следующий вывод: «Налоговый кодекс также не содержит ограничений в отношении видов доказательств, которыми может быть подтверждена величина доходов или расходов. В частности, данная норма не ограничивает налоговый орган в возможности использования показаний свидетелей в целях подтверждения обстоятельств, имеющих значение для определения масштабов деятельности налогоплательщика и, соответственно, для оценки ее потенциальной доходности (прибыльности)».
Определение ВС РФ № 309-ЭС23-30097 от 07.06.2024 по делу №А76-5542/2022
Если физические лица на территории РФ приобретают товары через электронные торговые площадки у иностранных продавцов из ЕАЭС, то исчисление и уплату НДС в бюджет РФ по новой статье 174.3 НК РФ (п. 6 ст. 2 Закона № 100-ФЗ) будут обязаны производить:
≠ продавцы – иностранные организации и ИП, созданные в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС;
≠ налоговые агенты – иностранные организации и ИП, созданные в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС, реализующие товары организаций и ИП, созданных согласно законодательству государства ЕАЭС на основании договоров комиссии, агентских договоров, договоров поручения или иных аналогичных договоров;
≠ налоговые агенты – российские организации и ИП, реализующие товары организаций и ИП, созданных в соответствии с законодательством государств ЕАЭС, на основании договоров комиссии, агентских договоров, договоров поручения.
Для таких плательщиков определен специальный порядок исчисления и уплаты НДС.
Иностранные продавцы и иностранные посредники обязаны:
≠ встать на учет в российских налоговых органах (ст. 1 Закона № 100-ФЗ),
≠ представлять налоговую декларацию в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (в период, когда личный кабинет не может использоваться, – по ТКС через оператора ЭДО) по формату, предусмотренному п. 8 ст. 174.2 НК РФ,
≠ производить уплату налога не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики могут принимать к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для реализации товарам физ. лицам в других государствах-членах ЕАЭС.
Российские продавцы смогут принять к вычету суммы НДС, уплаченные за счет собственных средств в бюджеты других государств-членов ЕАЭС при реализации товаров физ. лицам из этих государств.
Федеральный закон от 29.05.2024 № 100-ФЗ
В связи с изменениями, внесенными в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, с 1 июля 2024 года, если перевозчик осуществляет часть международной перевозки в пределах РФ и он не указан в товаросопроводительных документах на ввоз или вывоз товара с территории РФ, такой перевозчик свои услуги облагает НДС по ставке 20% в общеустановленном порядке.
В законе поименовано два условия, которые должны выполняться одновременно, чтобы перевозчик был обязан применять ставку 20%:
- перевозка внутри РФ
- перевозчик не указан в документах
Таким образом, перевозчики, участвующие в международной перевозке, но отвечающие за внутрироссийский участок маршрута, должны быть указаны в документах о перевозке груза, чтобы сохранить право на применение ставки 0%.
Федеральный закон от 22.04.2024 № 92-ФЗ
Повышение лимитов
Максимально возможную сумму доходов на УСН планируется поднять до 450 млн руб. Сейчас это 200 млн руб. (в 2024 году с учетом индексации 265,8 млн руб.) (пп. "а" п. 53 ст. 1, пп. "а", "б" п. 54 Законопроекта № 639663-8).
Кроме того, для упрощенцев с 2025 года предлагается увеличить со 150 млн руб. до 200 млн руб. лимит остаточной стоимости ОС, при которой организация вправе применять УСН. Величина 200 млн руб. также будет индексироваться на коэффициент-дефлятор (пп. "б" п. 53 ст. 1 Законопроекта № 639663-8).
Отмена повышенных налоговых ставок по УСН
Повышенные налоговые ставки по УСН (8 % и 20 %) законодатель с 2025 года собирается отменить (п. 56 ст. 1 Законопроекта № 639663-8). Таким образом, независимо от суммы дохода (в пределах 450 млн руб.) будут действовать базовые ставки 6 % ("доходы") или 15 % ("доходы минус расходы").
Упрощенцы станут плательщиками НДС
Организации и ИП на УСН станут плательщиками НДС. Однако упрощенцы, у которых за 2024 год доходы не превысили 60 млн руб., могут получить освобождение от НДС в 2025 году. Для этого необходимо представить в налоговую инспекцию по месту учета уведомление (не позднее 20-го числа месяца, с которого используется право на освобождение). Т.е. не позднее 20 января 2025 года! Уведомление можно направить по ТКС или через личный кабинет, а также заказным письмом. Если в течение налогового периода (квартала) доходы упрощенца превысят 60 млн руб., он теряет право на освобождение от НДС с 1-го числа месяца, в котором произошло превышение.
Организации и ИП, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, при реализации товаров, работ, услуг должны выставлять счета-фактуры с отметкой "Без налога (НДС)" (счета-фактуры при получении аванса не составляются), а также вести книгу продаж (п. 5 ст. 168 НК РФ, пп. "ч" п. 7, п. 17 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства России от 26.12.2011 № 1137). Книгу покупок вести не нужно. Если освобождение не заявить, придется платить НДС по ставке 5 % или 20 %.
Для упрощенцев, не освобожденных от НДС, будут действовать льготные налоговые ставки по НДС (п. 4 ст. 1 Законопроекта № 639663-8):
≠ 5 % – если сумма доходов по УСН за предшествующий налоговый период (2024 год) была в пределах 250 млн руб. (в т. ч. для тех, кто не заявил освобождение от НДС);
≠ 7 % – если сумма доходов по УСН за предшествующий налоговый период (2024 год) была в пределах 450 млн руб.
Если в течение налогового периода сумма доходов превысит установленный лимит 250 млн руб. или 450 млн руб., то налогоплательщик теряет право на применение льготной ставки НДС с 1-го числа месяца, в котором было превышение. Предельные суммы доходов (250 млн руб. и 450 млн руб.) будут индексироваться ежегодно на коэффициент-дефлятор.
Организации и ИП, применяющие ставки НДС 5 % и 7 %, не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, с которого применяются (не позднее 20 апреля 2025 года) эти ставки, должны представить заявление в налоговую инспекцию по месту учета с указанием ставки НДС. Льготные ставки применяются непрерывно в течение 12 налоговых периодов (трех лет). Организации и ИП, которые уплачивают НДС по ставке 5 % или 7 %, ставки НДС 0 %, 10 %, 20 % не используют.
Использование льготных ставок по НДС 5 % и 7 % является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому, если не заявить льготную ставку, НДС необходимо уплачивать по общей ставке 20 (10) %.
Упрощенцы, применяющие льготные ставки по НДС 5 % или 7 %, не вправе принять к вычету «входной» НДС. Входящий НДС в стоимость не включается, а учитывается в расходах (если объект "доходы минус расходы") (пп. "в" п. 5, пп. "а" п. 6, п. 55 ст. 1 Законопроекта № 639663-8).
Упрощенцы, уплачивающие НДС, обязаны подавать декларации по НДС, а также выставлять счета-фактуры, вести книгу продаж. Книгу покупок вести не нужно, так как права на вычет «входного» НДС.
Если налогоплательщик не заявит применение льготной ставки, НДС необходимо уплачивать по общей ставке 20 (10) %. В этом случае можно принимать к вычету «входной» НДС.
7 мая в Сухуми подписано соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН) между правительством Республики Абхазия и правительством РФ (ТАСС).
Документ предусматривает единые ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и роялти в размере 10%; ставка налога на процентные доходы в размере 0%. Застройщики будут освобождены от уплаты налога на прибыль в стране, где осуществляется строительство, на льготный период 18 месяцев, в течение которого деятельность на территории другого государства не будет приводить к образованию постоянного представительства.
17 мая в г. Путраджая состоялось подписание СИДН между Россией и Малайзией (Минфин).
Ставка налога у источника на доходы в виде дивидендов устанавливается в размере 10% при 25%-м участии в капитале в течение года и 15% в остальных случаях. Ставка налога по процентам и роялти составляет 10%. По дивидендам и процентам также предусмотрены исключения для правительств и госкомпаний.
Новые СИДН начнут работать с 2025 года.
Расходы в виде выплаты руководителем организации, который является ее единственным учредителем и членом организации, вознаграждения самому себе не учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Письмо Минфина № 03-11-06/2/37246 от 19.04.2024
Пунктом 17.2 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат обложению НДФЛ доходы, получаемые от реализации, в частности, долей участия в уставном капитале российских организаций, при условии, что на дату реализации таких долей участия они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Учитывая изложенное, при соблюдении установленных условий, доход, полученный физическим лицом, в том числе не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, в размере действительной стоимости его доли в уставном капитале общества при выходе из состава участников этого общества, освобождается от обложения НДФЛ.
Письмо Минфина России от 22.05.2024 № 03-04-05/46956
При выплате дивидендов недвижимым имуществом право собственности на него переходит к участнику общества, передача обществом недвижимого имущества в счет выплаты учредителям дивидендов является объектом налогообложения НДС.
Порядок восстановления сумм НДС, предусмотренный ст. 171.1 НК РФ, при осуществлении налогоплательщиком операций по передаче объектов недвижимости, не облагаемых НДС в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ, не применяется.
Письмо Минфина России от 19.03.2024 № 03-07-11/24816
ФНС опубликовала новые сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности продаж, рентабельности активов. Это данные за 2023 год, исходя из информации Росстата, детализированные, как обычно, по видам деятельности.
Указанные данные используются в концепции планирования выездных проверок, а также для самостоятельной оценки налогоплательщиками риска столкнуться с такой проверкой. Чтобы оценить свои шансы, надо сравнить свою налоговую нагрузку и свою рентабельность по данным бухучета со сведениями из таблиц ФНС по соответствующей отрасли. Если собственные показатели ниже отраслевых, то риск проверки имеется.
С 20 мая по 20 ноября 2024 г. предусматривается запрет на вывоз из страны отходов и лома драгоценных металлов. Запрет также касается вывоза отходов и лома металлов, плакированных драгметаллами, прочих отходов и лома, содержащих драгметалл или соединения драгметаллов, используемых главным образом для извлечения драгметаллов, отходов и лома электротехнических и электронных изделий, используемых главным образом для извлечения драгметаллов, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ.
Запрет не распространяется на вывоз катодной сурьмы в слитках, а также проб, отобранных от партий отходов и лома драгметаллов и вывозимых аффинажными организациями для исполнения договорных обязательств (масса 1 пробы не более 500 г в одной товарной партии).
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2024 г. N 611
С 1 июля 2024 г. для ввезенной в Россию для продажи иностранной табачной продукции обязательно наличие на упаковке маркировки и акцизной марки.
Импортеры смогут получить акцизные марки в уполномоченных таможенных органах.
Выдаваемые марки должны иметь индивидуальные серии, отличные от серий марок, выданных по заявлениям импортеров, принятым по 28 июня 2024 г. включительно.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2024 г. N 804
Возможен ввоз в РФ технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, а также сырья и материалов для реализации инвестпроектов без взимания таможенных пошлин в приоритетных секторах экономики.
Форма такого подтверждения и порядок его получения установлено Минэкономразвития.
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 апреля 2024 г. N 19
При ввозе товаров из стран, не входящих в ЕАЭС, импортер с 2026 г. будет обязан до их выпуска таможней уплатить экологический сбор либо представить в ФГИС учета отходов от использования товаров уведомление о намерении самостоятельной утилизации с приложением банковской гарантии или договора поручительства на сумму экологического сбора.
С 1 сентября 2024 г. по 31 декабря 2025 г., то есть до момента, когда соответствующие положения начнут применяться в полном объеме, в России решено провести эксперимент по апробации нового механизма.
Импортеры из стран, не входящих в ЕАЭС, будут представлять отчетность:
- о массе ввезенных товаров и упаковки;
- о самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.
Эксперимент позволит выявить проблемные вопросы в части формирования отчетности и провести апробацию механизма по обеспечению импортерами утилизации отходов от использования товаров.
В перечень товаров, участвующих в эксперименте, включены одежда, шины и покрышки, стиральные машины, электрические аккумуляторы, пластмассовая, металлическая и бумажная упаковка.
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2024 г. N 750
С 1 октября 2024 г. вводится обязательная маркировка в отношении растительных масел в стеклянных или полимерных потребительских упаковках, а с 1 февраля 2025 г. - в отношении растительных масел в иных упаковках. При наличии на эти даты нереализованных растительных масел, произведенных или ввезенных ранее, реализация без маркировки допускается до конца срока годности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2024 г. N 676
Заказать обратный звонок