Выплаты процентов и дивидендов в пользу иностранных получателей Президент РФ предложил облагать «адекватным налогом». В частности, дивиденды и проценты, выплачиваемые в пользу иностранных получателей, будут облагаться у источника по ставке 15%.
Как правило, имеющиеся Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – Соглашения) допускают снижение ставки налога у источника в отношении дивидендов до 5-10% и освобождение процентов от налогообложения у источника.
В перечне поручений Президента, опубликованном 29 марта 2020 года на официальном сайте Президента РФ, закреплена инициатива внести соответствующие изменения в действующие Соглашения, а в случае недостижения договоренностей с иностранными государствами – прекратить действие таких Соглашений.
26 марта Председатель Правительства Михаил Мишустин поручил Минфину в течение месяца (!) проработать все (!) имеющиеся у России Соглашения с целью внесения в них поправки, предусматривающей налогообложение по ставке 15% дивидендов и процентов, выплачиваемых российскими компаниями иностранным участникам и иностранным кредиторам, а также проработать вариант одностороннего выхода России из Соглашений в случае отказа иностранных государств от изменения соглашений. Стенограмма заседания была опубликована на официальном сайте Правительства РФ
Вечером, 26 марта 2020 года, на сайте Министерства Финансов Российской Федерации появилось информационное сообщение «О ставке налога на дивиденды», в котором говорится о том, что планируемые изменения «коснутся только так называемых транзитных юрисдикций», в которых создаются компании «для целей применения пониженных ставок, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения» (Кипр и ряд других аналогичных юрисдикций). Видимо, налогоплательщикам следует ожидать новый «черный список» Минфина, только теперь это будет список юрисдикций, относящихся к транзитным.
Минфин также поспешил заверить, что «изменения не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками». Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что процедура изменения Соглашений не затронет выплаты процентов и дивидендов в 2020 году, а будут применяться с 2021 года.
В настоящее время в России уже действует концепция фактического получателя доходов, разработанная для предотвращения применения международных соглашений исключительно для получения налоговой выгоды.
Данная концепция исходит из того, что, если иностранная компания – получатель доходов от источников в РФ, является транзитной и ни коим образом не использует в своей предпринимательской деятельности получаемый от российского источника доход, т.е. не определяет его экономическую судьбу, такая иностранная компания не может рассчитывать на применение пониженных ставок налога у источника, установленного международными соглашениями. В таком случае российская компания – источник дохода должна удержать налог по общим ставкам – 15% в отношении дивидендов и 20% в отношении иных доходов иностранных организаций, включая проценты.
Из риторики Минфина следует, что в таких юрисдикциях, как Кипр, априори не может быть организаций, осуществляющих реальную предпринимательскую деятельность, и входящие дивиденды таких организаций должны облагаться у источника по общей ставке только из-за того, что они расположены на территории Кипра или другой страны, которая войдет в «транзитный список» Минфина.
Таким образом, предложенное Президентом РФ изменение соглашений может обнулить ранее наработанную в России практику применения концепции фактического получателя доходов в части дивидендов и процентов по всем или отдельному списку «транзитных» юрисдикций.
Как изменение международных соглашений, так и выход России из них потребуют реструктуризации международных Групп компаний для снижения неблагоприятных последствий налоговой реформы. Уже сейчас стоит задуматься об уходе от владения бизнесом в России через Кипр. Какая юрисдикция подойдет лучше всего, сказать сейчас сложно, так как не определен перечень стран, соглашения с которыми будут изменяться.
Поскольку между перечнем поручений Президента РФ и комментариями Минфина есть некоторое противоречие в части того, какие международные соглашения будут меняться (все или только соглашение с Кипром, а также с подобными юрисдикциями), данное обстоятельство создает дополнительную неопределенность для принятия каких-либо решений в международном налоговом планировании.
Очевидно, что в случае тотального изменения Соглашений, неблагоприятные последствия в виде дополнительных налоговых платежей будут неизбежны в том числе для крупных инвесторов, которые структурировали свои бизнесы с учетом применения международных налоговых соглашений.
Наша налоговая практика будет и дальше следить за развитием ситуации и готова оперативно отвечать на Ваши вопросы по структурированию и реструктуризации бизнеса в связи с изменениями российского налогового ландшафта.
Заказать обратный звонок