1 марта 2024 г. по 1 марта 2025 г. под координацией ФНС России будет проводиться эксперимент по предоставлению комплексного сервиса при онлайн-регистрации бизнеса.
Сервис «Старт бизнеса онлайн» позволяет зарегистрировать ИП или ООО с единственным учредителем — физическим лицом, одновременно осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа.Как заявляет координатор эксперимента, преимуществами сервиса выступают:
· электронная регистрация бизнеса;
· получение электронной подписи без личного присутствия;
· дистанционное открытие счета в кредитной организации.
Условие предоставления услуги – наличие у заявителя 1) подтвержденной учетной записи на портале госуслуг, 2) подтвержденной биометрии в Единой биометрической системе и 3) электронной подписи (УКЭП) физического лица.
С 1 февраля 2024 г. разработчики НПА должны рассчитывать и обосновывать издержки, которые могут понести субъекты предпринимательской деятельности после вступления акта в силу.
Данная мера направлена на предотвращение возникновения у бизнеса необоснованных расходов, и как, следствие, недопущение усиления и без того серьезной финансовой нагрузки отечественных компаний.
Теперь все нормативные акты, которые будут поступать на экспертизу Минэкономразвития для оценки регулирующего воздействия, будут делиться на три группы:
1) низкая степень регулирующего воздействия – к ней относятся НПА, на исполнение требований которого бизнес может потратить до 300 млн рублей за 6 лет;
2)средняя степень регулирующего воздействия – затраты бизнеса - до 3 млрд рублей за 6 лет;
3) высокая степень регулирующего воздействия – все, что выше 3 млрд рублей.
<Информация> Минэкономразвития России от 01.02.2024
В Госдуме РФ на стадии предварительного рассмотрения находится законопроект, устанавливающий единые требования к деятельности агрегаторов информации на товары (маркетплейсов). Данный законопроект:
· закрепляют такие понятия, как «электронная торговля», «карточка товара», «пункт выдачи заказов», «агрегатор информации о товарах» и др.
· определяет требования к договору об оказании услуг агрегатора информации о товарах, заключаемому между владельцем маркетплейса и владельцем пункта выдачи заказов;
· предлагает ввести ряд ограничений для владельцев маркетплейсов, занимающих значимое положение на рынке (например, запрет устанавливать выплаты и компенсации, связанные с возвратом продавцу товара).
Новым Приказом Минпромторга России закреплены изменения в перечне товаров, которые можно ввозить по параллельному импорту. В расширенный перечень попали такие бренды, как:
· TEROSON (группа 27 ТН ВЭД ЕАЭС)
· printex (группа 28 ТН ВЭД ЕАЭС)
· A-DERMA (группа 34 ТН ВЭД ЕАЭС)
· Epiroc (группа 68 ТН ВЭД ЕАЭС)
· BLACK & DECKER, DEWALT, Eickhoff (группа 84 ТН ВЭД ЕАЭС) и др.
Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.01.2024 № 135
Согласно Указу Президента РФ от 08.11.2023 № 844российские частные инвесторы-резиденты могут продать заблокированные иностранные ценные бумаги нерезидентам.
ЦБ РФ подготовил ответы на ряд вопросов о выкупе иностранных ценных бумаг в рамках данного Указа. В частности, были даны разъяснения на следующие вопросы:
· какие ценные бумаги участвуют ввыкупе;
· какбудет рассчитываться начальная стоимостьИЦБ, вкакой валюте;
· можнолипредъявлять квыкупу заблокированные иностранные бумаги, переданные вдоверительное управление;
· сколько времени займет выкуп иностранных ценных бумаг;
· ктобудет определять, какиеИЦБ лучше предложить квыкупу;
· чемобусловлен лимит в100тыс. рублей имогутли егоувеличить и др.
<Информация> Банка России от 11.03.2024
Президент России во время ежегодного послания Федеральному Собранию предложил с 1 января 2025 года отказаться отвременных мораториев на проверки бизнеса и полностью перейти на риск-ориентированный подход, закрепив его законодательно.
· Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного надзора, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю, определяется отнесением деятельности юрлица, ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
Чтобы узнать категорию риска того или иного лица, достаточно перейти на сайт Роструда РФ, на котором размещаются перечни работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого, значительного, среднего и умеренного риска.
С начала 2024 года ФНС РФ дала поручение территориальным органам представлять информацию о налогоплательщиках, имеющих налоговую задолженность, превышающую 50 млн рублей.
Как сообщается, работа ведомства по данным налогоплательщикам станет более систематизированной, а своевременное взыскание недоимок – более эффективным. Также, по словам экспертов, такая аналитика позволит государству точнее установить, какие секторы экономики больше всего пострадали от санкций и нуждаются в государственной поддержке.
Список налогоплательщиков будет формироваться ежемесячно. Под условия подпадают физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные и бюджетные организации. При этом в перечне не будут отражаться должники, находящиеся в процедурах банкротства.
В свою очередь, налогоплательщиков могут исключить из списка, если они полностью или частично погасили долг.
В Минфине обсуждается идея упростить условия для регистрации юридических лиц в РФ иностранными инвесторами, в том числе из недружественных стран.
«Если иностранные инвесторы, даже из недружественных стран, хотят создавать в России юрлица и инвестировать деньги на развитие бизнеса, то в этом случае можно упрощать разрешительный порядок»,— сообщили в ведомстве.
Для внесения изменений в порядок регистрации бизнеса нерезидентами, нужно разрешение правительственной подкомиссии по иностранным инвестициям, что следует из Указа президента № 618, согласно которому предприниматели из недружественных стран могут устанавливать или прекращать права владения бизнесом только с согласования правительственной комиссии.
В свою очередь, для инвесторов из дружественных стран таких ограничений нет, они могут свободно создавать компании в РФ.
Всего в перечень включено 88 государств и 14 территорий
В частности, исключены государства Антигуа и Барбуда, Вануату, Гана, Гренада, Мальдивы, Оман, Перу, а также территории Кюрасао и Острова Кука. Включены: США, Швейцария, Германия, Латвия и Украина.
Приказ ФНС России от 01.12.2023 № ЕД-7-17/914@
С 21.11.2023 внесены изменения в правила представления резидентами - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами отчетов о движении средств по своим зарубежным счетам (Постановление Правительства РФ от 14.11.2023 № 1911)
Согласно указанному постановлению
≠ юридические лица и индивидуальные предприниматели в составе сведений должны будут указывать информацию о зачисленных на зарубежные счета и списанных с таких счетов денежных средствах, связанных с внешнеторговыми контрактами, поставленными на учет в уполномоченных банках. Указанная информация детализирована по уникальному номеру контракта, кодам вида валютных операций, а также по форме зачисления денежных средств на зарубежные счета (наличная или безналичная);
≠ в целях снижения количества ошибок, допускаемых при заполнении Отчетов, все резиденты теперь должны указывать суммы операций и остатков по счетам в единицах соответствующих валют (ранее указывалось в тысячах единиц валют);
≠ новые правила применяются для резидентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей начиная с отчетности за 4 кв. 2023 г., а для резидентов - физических лиц - начиная с отчетности за 2023 г.;
в целях повышения достоверности данных, отражаемых в Отчетах, территориальным налоговым органам поручается осуществлять обязательную проверку всех представляемых резидентами Отчетов в срок не позднее десяти рабочих дней с даты представления Отчета. При выявлении нарушений либо ошибок в представленных Отчетах, направлять не позднее пяти рабочих дней с даты выявления таких нарушений или ошибок уведомления резидентам о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета в соответствии с Правилами.
Письмо ФНС России от 01.12.2023 № ШЮ-4-17/15108
29 февраля состоялось ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию. Мы собрали наиболее важные предложения по донастройке налоговой системы:
Двукратная амортизация отечественного оборудования
«Чтобы стимулировать обновление производственных мощностей предприятий обрабатывающей промышленности, предлагаю для них увеличить базу для расчёта амортизации. Она составит 200 процентов затрат на российское оборудование и НИОКРы.»
Таким образом, если компания приобретает отечественные станки на 10 миллионов рублей, то она сможет уменьшить налогооблагаемую базу на 20 миллионов.
Амнистировать дробленцев
«Прошу Правительство совместно с парламентариями проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации.
Что здесь важно? Такие компании должны отказаться, разумеется, от искусственного, по сути притворного, дробления бизнеса – перейти к нормальной, цивилизованной работе «в белую». При этом подчеркну: никаких штрафов – подчёркиваю это особо, – никаких штрафов, санкций, пересчёта налогов за предыдущие периоды не будет. В этом смысл амнистии».
Плавный переход с УСН на ОСН
«Поручаю Правительству уже со следующего года предусмотреть механизм не резкого, а именно плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с «упрощёнки» на общий порядок налогообложения».
Переход «к более справедливому распределению налогового бремени»
В кабинете министров уже обсуждается возможность взимать 15% НДФЛ с доходов граждан выше 1 млн рублей в год (более 83 300 рублей в месяц) и 20% — с доходов от 5 млн рублей в год (от 417 000 рублей в месяц). Параллельно правительство прорабатывает повышение налога на прибыль компаний с 20% до 25%
В то же время Правительство не планирует повышать фиксированный налог в 5 млн рублей в год, который вправе платить лица, контролирующие свои активы через контролируемые иностранные компании (КИК) независимо от размера прибыли таких КИК. (Forbes)
Ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию
Конституционный Суд вынес Постановление от 14 февраля 2024 г. N 6-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 221 и подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ, ч. 5 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ.
В КС РФ с жалобой обратились два физ. лица, не обладающие статусом «индивидуального предпринимателя».
Согласно обстоятельствам спора, первый податель жалобы за один год реализовал девять грузовых автомобилей, а второй податель жалобы сдавал в аренду нежилую недвижимость.
В декларации для уменьшения базы по налогу первый заявил расходы на покупку автомобилей, второй – расходы на содержание помещений, не подтвержденные документами.
Оба получили отказ от налогового органа и доначисление налогасо всей суммы дохода. В уменьшении суммы дохода на его профессиональный налоговый вычет налоговый орган отказал, поскольку лица не являлись ИП.
Таким образом, налоговый орган признал доход предпринимательским, однако право на налоговый вычет не предоставил.
В вынесенном постановлении суд указал, что нормы НК РФ о получении профессиональных налоговых вычетов и о порядке исчисления сумм налога предпринимателями не обеспечивают однозначного решения вопроса о праве на получение профвычетов лицом, не имеющим статуса ИП, чья деятельность признана предпринимательской.
Суд признал нормы НК РФ не соответствующими Конституции РФ, и постановил Федеральному законодателю до 01.01.2025 внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из вынесенного Постановления.
Постановление КС РФ № 6-П от 14 февраля 2024 г. N 6-П
21 февраля Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 558768-8 о внесении изменений в ст. 164 и 165 ч. II НК РФ.
Законопроектом предусматривается возможность представления в налоговый орган со II квартала 2025 г. реестра сведений из перевозочных документов, дополненного соответствующими показателями, без отметок таможенных органов.
Кроме того, упрощается процедура подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения налоговой ставки НДС в размере 0% при оказании услуг по международной перевозке товаров автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров автомобильным транспортом.
Законопроект № 558768-8
Если онлайн-магазин из страны ЕАЭС продает товары российским физлицам (не ИП), то местом реализации будет считаться Россия и такая торговая площадка будет платить НДС в России.
Согласно пояснительной записке, законопроектом предусмотрено, что местом реализации товаров продавцами стран ЕАЭС через электронные торговые площадки признается территория РФ, если товар в момент получения его покупателем - физическим лицом, не являющимся ИП, находится на территории РФ.
Для реализации данного механизма законопроектом предлагается также внести изменения в ч. I НК РФ в части установления:
≠ особенностей постановки на учет в налоговом органе иностранных посредников, через электронные торговые площадки которых реализуются товары налогоплательщиков государств-членов ЕАЭС;
≠ возможности использования личного кабинета указанными иностранными посредниками для представления налоговой декларации по НДС, иных документов, получения от налогового органа документов (информации).
Законопроектом также предусмотрено предоставление налогоплательщикам права на вычет сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций по реализации товаров посредством электронных торговых площадок покупателям - физическим лицам, не являющимся ИП, получающим товары в других государствах-членах ЕАЭС.
Кроме того, законопроектом предусмотрено принятие российскими продавцами к вычету сумм НДС, уплаченных за счет собственных средств в бюджеты других государств-членов ЕАЭС при реализации товаров через электронные торговые площадки физическим лицам этих государств- членов ЕАЭС, что позволит компенсировать расходы российских продавцов на уплату указанных сумм налогов.
Законопроект № 564179-8
Территориальные налоговые органы (далее – ТНО) в ходе налогового контроля вправе:
Между тем, ТНО не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам.
Одновременно, указанное ограничение не оказывает влияния на иные полномочия ТНО, а именно:
Также, в указанном письме обозначены полномочия ТНО в части самостоятельных корректировок, а именно:
При этом если корректировка является следствием проведения ФНС контрольно-аналитической работы, то ТНО не вправе запрашивать пояснения у налогоплательщика – он должен их получить от ФНС.
Письмо ФНС России № ШЮ-4-13/796@ от 29.01.2024
При применении организацией ОСНО расходы по строительству объекта недвижимости, относящиеся к периоду применения указанной организацией УСН (с объектом налогообложения в виде доходов), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Письмо Минфина от 29.12.2023 № 03-03-06/1/128334
Имущество может быть признано используемым в предпринимательской деятельности не только в случае и в период его фактического использования в предпринимательской деятельности, но и в случае осуществления подготовительных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью (например, ремонт помещения), а также в случае, если назначение или разрешенное использование объекта недвижимости исключает возможность использования такого объекта в личных, семейных и иных не связанных с предпринимательством целях.
По мнению Минфина России, временное неиспользование имущества в предпринимательской деятельности не может рассматриваться как использование этого имущества в целях, отличных от предпринимательской деятельности.
Для получения льготы по налогу на имущество необходимо заявление налогоплательщика и подтверждающие документы.
Письмо ФНС России № БС-4-21/1534@ от 13.02.2024
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС по операциям реализации товаров, предусмотренных пп.пп. 1 и (или) 8 п. 1 ст. 164 НК РФ и подлежащих отражению в налоговых декларациях по НДС за налоговые периоды начиная с 1 квартала 2024 года, налогоплательщик обязан представить реестры, предусмотренные ст. 165 НК РФ, вне зависимости от того, когда были осуществлены операции по реализации этих товаров (до либо после 1 января 2024 года).
Если документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, не собраны в установленные п. 9 ст. 165 НК РФ сроки и эти сроки истекают в налоговых периодах начиная с 1 квартала 2024 года, то вне зависимости от того, когда были осуществлены (до либо после 1 января 2024 года) операции по реализации товаров, предусмотренных пп.пп. 1 и (или) 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также работ (услуг), предусмотренных пп.пп. 2.1 - 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 9, 9.1 и 12 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по реализации таких товаров (работ, услуг) является последнее число квартала, на который приходится истечение указанных сроков (абзац второй п. 9 ст. 167 НК РФ).
Письмо ФНС России от 29.02.2024 № СД-2-3/2962@
Коллегией ЕЭК принято решение о продлении до 13 июля 2029 года включительно особенностей признания промышленного товара совместно произведенным, если в процессе его производства участвуют производители двух и более государств – членов ЕАЭС.
Данное решение вступит в силу 14 июля 2024 года.
Принимая во внимание социальную ориентированность общественных объединений потребителей, Коллегия ЕЭК рекомендовала всем государствам-членам ЕАЭС придерживаться согласованных подходов к поддержке деятельности общественных объединений потребителей.
Так, в соответствии с согласованными подходами государства-члены могут предусмотреть принятие мер, направленных на:
· повышение роли общественных объединений потребителей в реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
· совершенствование условий для деятельности общественных объединений потребителей по оказанию правовой и экспертной помощи населению;
· использование возможностей общественных объединений потребителей для усиления защиты прав и законных интересов отдельных категорий потребителей (людей с ограниченными возможностями, пожилых, несовершеннолетних потребителей) и в отдельных сферах потребительских правоотношений, связанных с высоким риском нарушений прав потребителей (электронная торговля, финансовые услуги и др.).
26 января 2024 года Совет ЕЭК принял решение внести измененияв правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров).
Пакет комплексных поправок предусматривает полный переход на применение копий непреференциальных сертификатов о происхождении товаров, упрощение требований к оформлению таких сертификатов, а также ряд других изменений, направленных на адаптацию положений документа к современным условиям ведения ВЭД.
Так, в частности согласно внесенным изменениям сертификат о происхождении товара:
· может быть выдан как страной происхождения, так и страной вывоза товаров;
· выдается уполномоченным органом на одну партию товара;
· может быть выдан как до отправки товара, так и после отправки товара (впоследствии).
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 26.01.2024 N 3
20 февраля 2024 года Коллегией ЕЭК принято решение утвердить два Порядка, связанных с применением навигационных пломб для отслеживания грузоперевозок в ЕАЭС: порядок снятия и порядок заменынавигационных пломб в пути следования (перевозки) по территориям государств - членов ЕАЭС без прекращения наблюдения за объектом отслеживания.
Ответственными за наложение и снятие навигационных пломб, а также отслеживание маршрута транспортировки с их помощью, будут национальные операторы каждой из стран Союза. В России в частности – «Центр развития цифровых платформ».
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.02.2024 N 12
В соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 19 марта 2024 года в отношении готовых изделий, подготовленных для розничной продажи и расфасованных в потребительскую тару (упаковку), с 20 апреля 2024 года может применяться таможенная процедура беспошлинной торговли, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС.
Данное решение подготовлено в рамках соответствующего запроса бизнес-сообщества ЕАЭС в целях расширения ассортимента товаров в магазинах беспошлинной торговли.
В указанный перечень вошли такие товары, как:
• машины и оборудование для лесного хозяйства прочие (не являющиеся объектами технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012) (из кода ТН ВЭД ЕАЭС 8436 80 100 9);
• снегоочистители плужные и роторные (код ТН ВЭД ЕАЭС 8430 20 000 0).
Принят закон, уточняющий уголовную ответственность занезаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу РФ сгосударствами - членами ЕАЭС различных объектов, втом числе стратегически важных товаров иресурсов, включая алкогольную итабачную продукцию.
В частности внесены следующие изменения:
• в ч. 1 ст. 226.1УК РФ – устанавливается ответственность за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных).
Максимальное наказание по данному составу – лишение свободы на срок до 5 лет.
• ст. 226.1 УК РФ дополнена ч. 1.1 – устанавливается ответственность за незаконное перемещение сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники.
Максимальное наказание – лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.
• ст. 200.2 УК РФ"Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий" – признана утратившей силу.
• в УПК РФ – внесены соответствующие изменения, устанавливающие формы предварительного расследования и подследственность уголовных дел об указанных выше преступлениях.
Конституционный суд РФ пришел к выводу, что не всякое недостоверное декларирование товара, даже формально свидетельствующее о незаконном перемещении через таможенную границу, с необходимостью влечет наступление публично-правовой ответственности.
Признав ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ, суд указал на невозможность привлечения к ответственности за недостоверность заявленного веса одного из товаров, если это не повлекло изменения таможенной стоимости всей партии с одной базой исчисления таможенных платежей, одинаковой ставкой и составом всех этих платежей.
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2024 N 9-П
Указанные товары подлежат таможенному декларированию, если они предназначены для потребления иного, чем их расходование (потребление) при совершении операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией.
Постановление Правительства РФ от 16.03.2024 N 307
Принят закон, предоставляющий право использовать цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, а также гибридные цифровые права в качестве встречного предоставления по внешнеторговым контрактам, заключенным между резидентами и нерезидентами.
Операции по их передаче подлежат обязательному контролю. Так, ЦБ РФ, например, вправе:
· запросить у лица, выпустившего ЦФА, или у оператора информационной системы, в которой осуществляется их выпуск, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего ЦФА;
· установить условия проведения ряда таких операций;
· запретить некоторые из них.
Установлен временный запрет, до 31 августа 2024 года включительно, на вывоз из России семян рапса (коды 1205 10 900 0 и 1205 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС).
Данный запрет не распространяется в частности на следующие случаи:
· вывоз семян рапса в государства - члены ЕАЭС;
· вывоз автомобильным и железнодорожным транспортом из пункта пропуска через государственную границу РФ Забайкальск
· вывоз в рамках международных межправительственных соглашений и др.
До 9 сентября 2024 года:
• Юрлицам – нерезидентам – не производится выдача наличных в долларах США, евро, фунтах стерлингов, японских иенах;
• Юрлицам – резидентам – выдача наличных в долларах США, евро, фунтах стерлингов, японских иенах производится только на цели командировочных расходов.
На другие валюты ограничений нет при условии соответствия операций требованиям законодательства РФ.
<Информация> Банка России от 07.03.2024
Заказать обратный звонок