В законопроекте, разработанном Минюстом, предусматривается декриминализация отдельных деяний, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, за которые не предусмотрено лишение свободы.
Так, предлагается исключить из Уголовного кодекса РФ следующие статьи:
- ст. 170 («Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом»),
- ст. 170.2 («Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории») и
- ст. 185.1 («Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах»)
Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешено зачисление денежных средств резидентами-физическими лицами, полученными в качестве дивидендов по акциям российских АО либо в связи с распределением прибыли российских ООО, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов, на счета (вклады), открытые в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Обсуждается, что льготная ставка по кредиту составит 3% годовых – для малого и микробизнеса и 4,5% годовых – для среднего бизнеса.
Предполагаемый срок выдачи таких кредитов – до 5 лет.
Выдача кредитов будет осуществляться, например, для целей закупки оборудования, на капитальный ремонт производственных помещений или запуск новых производств.
Приоритетные сферы: переработка сельхозпродукции, логистика и гостиничный бизнес.
Правительством РФ утверждены новые правила предоставления субсидии на частичное возмещение затрат по транспортировке экспортируемой промышленной продукции до 25%. Ранее размер такой субсидии не превышал 11%.
Кроме того, такие компании-экспортеры освобождены от заблаговременной подачи заявки с указанием планируемого объема перевозок, а также от прохождения сложной процедуры отбора.
Указанный порядок будет действовать до конца 2023 года.
Постановление Правительства РФ от 28.07.2022 N 1347
Минцифры планирует учредить «Совет по аннулированию государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в сфере IT», который займется чисткой реестра IT-компаний, аккредитованных для получения налоговых и других льгот. Потери бюджета из-за пребывания в реестре непрофильных IT-компаний за последние полгода составили около 9 млрд руб.
К аудиту реестра приглашены крупнейшие российские профильные ассоциации, среди которых «Руссофт», «Отечественный софт», РАЭК, АПКИТ.
Исключение компании из реестра повлечет утрату права на налоговые льготы: нулевую ставку по налогу на прибыль, пониженный тариф страховых взносов – 7,6%.
ООН видит необходимость в ужесточении контроля за рынком криптовалют. Криптовалюты способствуют размытию налоговой базы и подрыву контроля за движением капитала в развивающихся экономиках, следует из работы Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). ЮНКТАД, как и ОЭСР, и МВФ ранее, предлагает прояснить статус криптовалют и начать международный обмен информацией о них.
У криптовалют есть все характеристики традиционных налоговых убежищ (анонимность счетов, слабость регулирования и налогового контроля). В большинстве развивающихся экономик налоговое регулирование криптоактивов отсутствует, а криптовалюты не имеют правового статуса.
С 1 июля 2022 года в четырех субъектах РФ (Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан) введена Автоматизированная упрощенная система налогообложения (далее – АвтоУСН). В рамках АвтоУСН налог за налогоплательщика рассчитывает ФНС на основании данных, поступающих от банков, онлайн-касс и предпринимателей.
При передаче сведений банк разделяет платежи на учитываемые и не учитываемые для целей налогообложения. Банк для каждой операции присваивает соответствующие признаки, ориентируясь на назначение платежа. Если однозначно это сделать банк не может, входящая операция маркируется как «приход», исходящая — как «не налоговая база».
Налогоплательщик в личном кабинете клиента вправе самостоятельно изменить признак по каждой операции или по части операции. Сделать это необходимо не позднее 7-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором операция произведена. Если корректировок нет, считается, что операция подтверждена, и она учитывается для расчета налога.
Украина нотой от 8 июня 2022 года № 612119/23-017-65 официально уведомила Российскую Федерацию о денонсации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонении от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее – Соглашение) согласно положениям статьи 28 Соглашения.
В соответствии с вышеуказанной нотой Украинской Стороны и ответной нотой Российской Стороны от 23 августа 2022 года № 447/н Соглашение прекращает свое действие с 1 января 2023 года. Данное изменение коснется доходов, выплачиваемых или начисленных с 1 января 2023 года.
Речь идет о Законопроекте № 47595-8. Правительство планирует предоставить налоговикам право оперативно блокировать имущество должников при обнаружении признаков уклонения. За 2021 год налоговые органы доначислили 293,6 млрд. руб., из которых 59% (174,4 млрд. руб.) не поступили в бюджет.
Согласно законопроекту, решение о введении предварительных обеспечительных мер может быть принято уже после составления акта камеральной проверки в случае, если отклонение налоговых платежей компании или ИП превышает 10% от среднеотраслевой налоговой нагрузки либо 3 млн руб.
Блокировка будет распространяться на недвижимое имущество, транспортные средства, предметы дизайна помещений, ценные бумаги, но не затронет средства на счетах, готовую продукцию, сырье или материалы.
Плательщики налога на прибыль могут применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении следующих объектов: 1) исключительные права на ПО и базы данных, включенные в единый реестр российских программ; 2) амортизируемые основные средства, включенные в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Предполагается, что налогоплательщики самостоятельно, исходя из своих экономических потребностей, будут определять конкретный коэффициент, который будет применяться при расчете сумм амортизации.
Таким образом, налогоплательщики смогут увеличивать суммы начисленной амортизации, которые затем включаются в расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 321-ФЗ
ФНС России опубликовала обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам, касающимся определения вида имущества (движимое / недвижимое) в целях применения главы 30 НК РФ.
Определение от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241 по делу N А05-879/2018
Производственное оборудование на фундаменте по общему правилу не классифицируется в качестве сооружений.
Определение от 09.11.2020 N 304-ЭС19-7381 по делу N А67-10599/2017
Оборудование линий электропередач, выделенное налогоплательщиком в отдельные инвентарные объекты, является составной частью объектов недвижимости и неотъемлемой технологической частью сооружений
Определение от 16.07.2021 N 305-ЭС21-10787 по делу N А40-318087/2019
Трубопроводы технологические отнесены к недвижимости, поскольку в силу отраслевых требований относятся к сооружениям, смонтированы на специальном фундаменте, который обеспечивает прочную связь с землей.
Письмо ФНС России от 16.08.2022 № СД-4-21/10747@
Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ внес изменения в статью 174.2 НК РФ. Так, с 1 октября 2022 года иностранные компании, оказывающие электронные услуги российским пользователям, а также их иностранные посредники самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС только в отношении электронных услуг, оказанных физлицам, не являющимся ИП.
Если иностранная компания оказала электронные услуги российской организации или ИП, то НДС должен быть исчислен и уплачен уже покупателем, то есть российской организацией или ИП, выступающим в качестве налогового агента. Исключение из этого правила - реализация электронных услуг через российского посредника, который в этом случае исполняет обязанности налогового агента по НДС.
Если до 1 октября 2022 года покупатель перечислит иностранной организации предоплату в счет оказания электронных услуг, включая сумму НДС, то обязанности налогового агента у покупателя не возникает. При этом покупатель вправе принять к вычету такой НДС, уплаченный в адрес иностранной организации, даже в том случае, если услуги приняты на учет после 1 октября 2022 года.
После 1 октября 2022 года по услугам, не являющимся электронными, обязанность по уплате НДС в бюджет остается на зарегистрированном иностранном поставщике. Тем не менее, ФНС указывает, что покупатель также вправе уплатить НДС с неэлектронных услуг как налоговый агент с учетом ранее выпущенных писем ФНС РФ (от 24.04.2019 N СД-4-3/7937 и от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@).
Письмо ФНС России от 08.08.2022 № СД-4-3/10308@
Согласно новому временному порядку, положительная курсовая разница в 2022-2024 годах и отрицательная курсовая разница в 2023-2024 годах, начисленные по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается при расчете налоговой базы по налогу на прибыль только по мере прекращения (исполнения) данных требований (обязательств).
Следовательно, положительные курсовые разницы, возникшие у налогоплательщика по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте в 2022-2024 годах, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на дату прекращения (исполнения) таких требований (обязательств).
Отрицательная курсовая разница, возникшая у налогоплательщика в 2022 году, учитывается в прежнем порядке, то есть на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше. Отрицательная курсовая разница, возникшая у налогоплательщика по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте и отраженная в начислениях, в 2023-2024 годах учитывается на дату прекращения (исполнения) таких требований (обязательств).
Новые правила распространяются на все курсовые разницы вне зависимости от даты заключения договора, по которому возникли переоцениваемые требования/обязательства.
Письмо Минфина России от 14 июля 2022 г. N 03-03-06/1/67939
Для систематизации поводов для вызовов в инспекцию ФНС сформировала справочник оснований и причин для таких вызовов. В результате применения справочника налоговыми органами в типовых ситуациях налогоплательщики будут лучше осведомлены о проблемных вопросах и смогут лучше подготовиться к встрече.
Письмо ФНС России от 09.08.2022 № ЕА-4-15/10350
Будем рады ответить на Ваши вопросы
Заказать обратный звонок