С 01.01.2022 года подать любые процессуальные документы стало возможно через Интернет-портал «Госуслуги». Соответствующие изменения предусмотрены в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ. В свою очередь, суды вправе направлять повестки, решения и иные документы сторонам также через Госуслуги. Поэтому рекомендуем отслеживать уведомления, которые приходят в личный кабинет.
В исках необходимо указывать больше информации, а именно для компаний обязательно указание ИНН, для представителей / физических лиц потребуется также указать либо ИНН, либо СНИЛС, либо паспортные данные.
Федеральный закон от 30.12.2021 N 440-ФЗ
С 01.01.2022 года вступили в силу изменения, согласно которым минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составил 13 890 рублей в месяц.
Федеральный закон от 06.12.2021 N 406-ФЗ
С 1 января 2022 года существенно сокращен перечень количества способов закупок: с 11-ти до 3-х процедур. Теперь по закону о госзакупках предусмотрены следующие виды:
Кроме изменений перечня конкурентных процедур, предусмотрены также изменения для проведения таких процедур.
Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ
ФНС в 2022 году запустит сервис для кредитных организаций, с помощью которого они в автоматическом режиме смогут отслеживать адреса регистраций своих клиентов-юрлиц на предмет массовости.
Сейчас проверка массовости адреса регистрации компании проводится в ручном режиме, и это дает возможность недобросовестным компаниям обойти банковские службы безопасности.
После интеграции данного сервиса у банков появится еще один инструмент для «отсева», а регистрировать фирмы-однодневки станет еще сложнее.
В Государственной Думе рассматривается законопроект № 47595-8, который предоставит право начальнику налогового органа по согласованию с вышестоящим налоговым органом накладывать предварительные обеспечительные меры на имущество организации/ ИП после вынесения решения о проведении выездной проверки или после составления акта налоговой проверки (выездной или камеральной).
Применение таких мер грозит тем налогоплательщикам, чьи показатели деятельности существенно отличаются от среднеотраслевых показателей.
По заявлению налогоплательщика обеспечительные меры могут быть заменены на банковскую гарантию, поручительство третьего лица или залог обращающихся ценных бумаг и иного имущества. Также можно будет заменить обремененный объект имущества на другой однородный.
Предварительные обеспечительные меры не могут быть наложены на готовую продукцию, товары для перепродажи, сырье и материалы для производства, ценные бумаги.
ФНС России запустила новый онлайн-сервис: интерактивный помощник в получении рассрочки по уплате налогов. Пройдя анкету, налогоплательщик узнает, может ли он рассчитывать на рассрочку и как ее получить, если соблюдаются условия для ее получения.
По федеральным налогам и страховым взносам рассрочка может быть предоставлена на срок до трех лет, по остальным налогам – до одного года.
С 2022 года вступили в силу изменения в ключевые статьи международного налогового договора (СИДН) между Россией и Люксембургом.
Дивиденды
В общем случае дивиденды, выплачиваемые из России в Люксембург, подлежат налогообложению у источника по ставке 15% (вместо 5%). Ставка 5% сохранена для отдельных случаев, когда получателем дивидендов являются: страховые учреждения, пенсионные фонды, публичные компании, не менее 15% голосующих акций которых находятся в свободном обращении и владеющие не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды в течение периода 365 дней, органы власти или центральные банки.
Проценты
До 2022 года проценты, выплачиваемые из России в Люксембург, могли не облагаться налогом у источника в РФ. Теперь, по общему правилу, к ним применяется ставка 15%. Освобождение от налога у источника сохранено для следующих получателей: страховые учреждения, пенсионные фонды, органы власти, центральные банки и банки.
Также сохранено освобождение от налогообложения в отношении процентов по следующим видам обращающихся ценных бумаг: государственные облигации, корпоративные облигации, внешние облигационные займы (еврооблигации).
Для процентов, выплачиваемых в пользу публичных компаний, не менее 15% голосующих акций которых находятся в свободном обращении и владеющие не менее 15% капитала компании, выплачивающей проценты в течение периода 365 дней, предусмотрена ставка налога у источника 5%.
Напоминаем, что аналогичные корректировки уже действуют с 2021 года в СИДН Россия – Кипр и Россия – Мальта.
Соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН) между Россией и Нидерландами денонсировано и прекратило свое действие с 1 января 2022 года (Федеральный закон от 26.05.2021 № 139-ФЗ). Это существенно повлияет на налоговую нагрузку в случаях, где задействованы Нидерланды:
Денонсация СИДН с Нидерландами также создает дополнительные сложности в рамках налогового администрирования:
Федеральный закон от 26.05.2021 № 139-ФЗ
Опубликован проект Перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в России. Данные юрисдикции используются для международного структурирования холдингов и оперативного вывода средств из активов. Из значимых юрисдикций в список попали Кипр, Мальта, Сингапур, США (Вайоминг, Делавэр), Швейцария. Отметим, что Минфин не включил в список Люксембург, с которым также, как и с Кипром и Мальтой, было пересмотрено СИДН. Также в него не попали Нидерланды.
В настоящее время Бюджетный кодекс РФ (п. 15 ст. 241 БК РФ) запрещает российским компаниям, в капитале которых офшорные акционеры имеют более 50%, получать субсидии и бюджетные инвестиции. С 1 января 2023 года этот порог снизится до 25% (Федеральный закон от 29.11.2021 № 384-ФЗ).
Федеральный закон от 29.11.2021 № 384-ФЗ
Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам пленарного заседания XXX съезда Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», состоявшегося 17 декабря 2021 года.
В данный перечень вошло также поручение Правительству РФ разработать поправки в Налоговый кодекс РФ, которые предоставят плательщикам налога на прибыль право на инвестиционный налоговый вычет в сумме расходов на развитие образовательных организаций субъектов Российской Федерации, реализующих программы среднего профессионального образования.
Перечень поручений по итогам пленарного заседания съезда РСПП
В январе 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ, который предусматривает применение «единого налогового платежа» организациями и ИП. Нововведение пока будет действовать только в течение II полугодия 2022 года.
В рамках единого налогового платежа налогоплательщики смогут погашать свои обязательства по налогам, сборам (кроме госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный лист), страховым взносам, суммам налогов, подлежащих уплате в качестве налогового агента, авансовым платежам, пеням, штрафам и (или) процентам.
Для применения режима «единого налогового платежа» необходимо:
Информацию об исчисленных суммах налога, страховых взносах необходимо подавать в налоговый орган с помощью специального уведомления не позднее чем за пять дней до установленного срока уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов.
Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ
В Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ) закреплены единые для всей страны сроки уплаты налога на имущество организаций: годовой платеж - не позднее 1 марта следующего года; авансовый платеж - не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, налог на имущество организаций за 2021 год во всех субъектах РФ должен быть уплачен не позднее 1 марта 2022 года.
п. 82 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ
ФНС России направило для сведения письмо Минфина России от 11.01.2022 № 03-05-04-01/402 о порядке определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, переданного в аренду (в том числе, по договору финансовой аренды).
По общему правилу, с 1 января 2022 года недвижимое имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя). Данный порядок применятся вне зависимости от учета объекта аренды в качестве основных средств или в качестве других активов.
По мнению Минфина, остаточная стоимость объекта недвижимого имущества, учтенного в качестве инвестиции в аренду, для целей исчисления среднегодовой стоимости имущества (ст. 376 НК РФ) должна определяться арендодателем в той оценке, как она отражена в регистре бухгалтерского учета на соответствующие даты, то есть как чистая стоимость инвестиции в аренду (договорная цена), уменьшенная на величину фактически полученных арендных платежей с учетом иных особенностей, установленных п. 32 - 40 ФСБУ 25/2018.
Справка: в общем случае инвестиция в аренду – это та сумма денежных средств, которую затратил арендодатель (лизингодатель) на приобретение имущества, которое он сдает в аренду (в лизинг).
Письмо ФНС России от 12.01.2022 № БС-4-21/111@
С 1 января 2022 года от уплаты НДС освобождаются услуги общественного питания в ресторанах, кафе, столовых и иных аналогичных объектах, а также их выездное обслуживание. Для применения льготы налогоплательщик за предшествующий календарный год должен соблюсти следующие условия:
Указанная льгота не распространяется на продукцию общественного питания, которая реализуется отделами кулинарии в розничной торговле, а также организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность.
ФНС России направило для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 06.12.2021 № 03-11-09/98966, в котором Минфин указал, что расходы на ОС, полученные после присоединения юр. лица на ОСНО, могут быть учтены в налоговом учете по ЕСХН в порядке, установленном пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ. Данный вывод Минфин основывает на позиции ВАС РФ (Постановление от 01.09.2009 № 3371/09), согласно которой реорганизация юридического лица не лишает правопреемника права завершить амортизацию ранее приобретенного имущества, в том числе, и путем отнесения в состав расходов стоимости имущества в порядке, установленном ст. 346.5 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщик, применяющий ЕСХН, после присоединения юр. лица на ОСНО сначала отражает в учете полученные ОС по остаточной стоимости по данным учета присоединенной организации, а затем списывает эту остаточную стоимость в расходы по ЕСХН в зависимости от срока полезного использования ОС:
Письмо ФНС России от 14.12.2021 № СД-4-3/17426@
Заказать обратный звонок